Имя:

Пароль:

Запомнить

регистрация



Поиск:




новости в rss 2.0


Дом-музей Александры Курлиной

Категория: Музеи
Адрес: Красноармейская ул., 15

Дом-музей Александры Курлиной находится в Самаре на пересечении улиц Красноармейской и Фрунзе. Дом в стиле модерн является одним из наиболее достопримечательных памятников архитектуры города. Памятник федерального значения. Филиал Самарского Областного Краеведческого музея имени Петра Алабина.

Дом построен в 1903 году, архитектор — Александр Зеленко. Адрес — г. Самара, улица Фрунзе, д. 159.

В доме насчитывается 22 комнаты, каждая из которых по-своему уникальна и индивидуальна. На второй этаж ведет узорная кованая металлическая лестница.

В качестве отделки применена цветная израсцовая плитка. Фасад отделан голубой блестящей плиткой, прекрасно гармонирует по цвету с матовой побелкой цоколя и зелеными вставками из фактурных изразцов. На фасаде присутствует лепнина: женская голова (хозяйки дома) на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном. Металлические решетки в виде стилизованных крыльев бабочки, стрекоза на крыше и ажурные ворота придают дому неповторимость и воздушность кованых конструкций.

В романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам» писатель упоминает Дом Курлиной, называя его «нелепо роскошным».

Есть легенда, что лепное изображение изящной женской головки над парадным входом и парящей нимфы на потолке будуара воплощают образ прекрасной хозяйки Сандры Курлиной.

В помещениях подвала находится экспозиция «Самара, 1918 год», повествующая о четырехмесячном правлении Комуча.

В 1918 году, в период гражданской войны город заняли белочехи, и дом Курлиной был заселен контрразведкой белочешской армии.

В подвале находится мемориальная зона — стена с выбоинами от пуль и надписями, оставленными узниками белочешской контрразведки после расстрелов красноармейцев.

С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции.

В 1995 г. по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения.

Работает в качестве музея с 1989 года. В экспозицию входят 1500 экспонатов: самые древние — от момента образования крепости Самара до начала 20 века. Сейчас можно увидеть мебель графа Орлова-Давдова из Усольского дворца и дуэльные пистолеты из тайника в доме Алашеева, телефон фирмы «Эриксон» начала XX в., кассовый аппарат и гигантское рекламное перо ручки из самарских магазинов, «сахарную голову» с Тимашевского сахарного завода и блок дореволюционного асфальта с заводским клеймом.

С 1 июня 2008 музей закрыт для посещения. По заказу министерства культуры и молодежной политики Самарской области в нем будет проведена реконструкция. Сейчас в частности, идут работы по восстановлению дворовых построек, далее специалисты займутся непосредственно самим домом. Восстановлено будет все — от интерьеров до крыши, так же будет укреплен фундамент.

На время реставрации все экспонаты переедут в фонд музея имени Алабина и будут появляться только на отдельных выставках. Открыть обновленную усадьбу планируется в 2010 году.

Уникальность музея в том, что здесь сохранилась первозданная внутренняя планировка, интерьеры парадных и жилых помещений - парадной гостиной, кабинета хозяина, столовой, будуара. В настоящее время ему присвоен статус памятника истории и архитектуры федерального значения.

Красоту объемного построения особняка обогащает его декоративное убранство. Зеленко широко использует в декоре новый отделочный материал — цветную изразцовую плитку. В оформление фасада вводится и лепной орнамент: женская головка на фронтоне и растение с длинными текучими стеблями над угловым окном. Различные очертания оконных проемов (27 типов), ажурные решетки ограды и ворота в виде бабочки, рисунок парадной двери — «омега» — также вносят разнообразие во внешний облик постройки.

В организации внутреннего пространства воплощена характерная для модерна центричная планировка. Вокруг холла группируются все комнаты первого парадного этажа: гостиная, столовая, буфетная, кабинет, будуар и малая гостиная. Помещения второго этажа имеют подобную планировку, но меньше по размерам. Всего в доме 22 комнаты.

В стиле модерн оформлены и интерьеры парадных залов. Каждая из комнат имеет свой художественный образ. Большая гостиная настраивает посетителей на беззаботное веселье. Она наполнена воздухом и светом. Огромные окна, покрывающие плоскости двух стен, как бы связывают ее с городской средой.

Ощущение изменчивости и подвижности вызывает лепное убранство потолка и стен. Их покрывает орнамент столь любимых модерном орхидей. Длинные, свисающие с потолка на стены цветочные стебли словно колышутся от дуновения ветра.

Парадная гостиная соединяется с соседней столовой. Здесь раскрывается иной образ. Эта комната кажется более камерной. Гротовая штукатурка, потолочные балки, заканчивающиеся масками мифических божеств, и подобные маски на панели стен словно погружают нас в иную, мифическую реальность.

С противоположной стороны холла — кабинет и будуар. Интерьер кабинета хозяина отличается строгостью. Главный элемент его отделки — деревянные кессоны, расположенные по периметру потолка. Центральная его часть декорирована геометрическим орнаментом. Четкий ритм кессонов, геометрический рисунок потолка и паркета задавал обстановке тон деловитости. Но своеобразную разрядку в это царство геометрии вносит декоративная медная окантовка камина в виде маков — символа опьянения и грез.

Рядом с кабинетом будуар хозяйки. Здесь царство природы: витраж в виде кроны деревьев на окне, живописный пейзаж над дверным проемом, сама дверь с цветочным рисунком и зеркальным стеклом. Особенно выразителен лепной декор потолка. Фантастическое переплетение гибких стеблей орхидей по периметру стен и потолка обрамляет парящую женскую фигуру, окутанную тонким покровом в виде крыльев бабочки.

Из многообразных образных впечатлений, полученных от восприятия интерьеров, складывается единый художественный образ всего особняка. Гармония пространственной композиции, цельность художественного образа, синтез искусств дают возможность причислить его к лучшим образцам русского модерна.

Удобства и комфортабельность дома Курлина были обеспечены инженерными коммуникациями. В год постройки он был подключен к городскому водопроводу. Имел современную калориферную систему отопления. Ее материальные остатки — каналы внутри стен, выходящие в каждую комнату. Они оснащены жалюзи и прикрыты декоративными прорезными решетками. В доме была и канализация. Все комнаты освещались электричеством. Хозяева также являлись одними из первых абонентов телефонной станции. Богатство интерьеров и комфортабельность дома сделали его одним из самых дорогих особняков в Самаре начала XX в..

В 1920 — е гг. здесь располагались три организации: губернский отдел труда, биржа труда и музей охраны труда и гигиены. В 1929 г. дом передали детскому саду. С 1941 по 1943 год, в результате эвакуации дипломатического корпуса из Москвы в Куйбышев, здание занимало Посольство Королевства Швеции. Затем снова детский сад, облоно. В 1970 -е гг. особняк был передан музею краеведения. В 1989 г. в нем открылась экспозиция по истории Самарского края с XVI в. до н. XX в. В 1995 г. по указу Президента РФ «Усадьба Курлиных» получила статус памятника истории и культуры федерального значения.

Александра Павловна Курлина - жена самарского купца I гильдии, потомственного почетного гражданина Александра Георгиевича Курлина. Курлин занимался хлебной торговлей, возглавлял самарскую биржу, в то время самую крупную хлебную биржу России. Вместе с женой они занимались благотворительностью, были попечителями детских приютов, училища для слепых детей, коммерческого училища. Судьба этой семьи сложилась драматично - в 1914 году, в возрасте 43 лет, Александр Курлин умер. А после 1918 года, потеряв все, Александра Курлина уехала в Москву, где жила в обычной коммунальной квартире и умерла в 70-е годы. В Самару Александра Курлина уже не вернулась.

© onFoot.ru, ru.wikipedia.org, alabin.ru

Маршруты:

Ссылки на эту страницу: