Имя:

Пароль:

Запомнить

регистрация



Поиск:




новости в rss 2.0


ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ ГОЛОВКИН

Будет ли создан дом-музей «самарского Леонардо»? Имя Константина Головкина, увы, мало известно в Самаре. А между тем это был фантастически одаренный и невероятно разносторонний человек, которого можно назвать самарским Леонардо начала ХХ века. Недавно в серии «Классика самарского краеведения» вышла книга Головкина, подготовленная управлением государственной архивной службы и Самарским государственным университетом.
Будет ли создан дом-музей «самарского Леонардо»?
Имя Константина Головкина, увы, мало известно в Самаре. А между тем это был фантастически одаренный и невероятно разносторонний человек, которого можно назвать самарским Леонардо начала ХХ века. Недавно в серии «Классика самарского краеведения» вышла книга Головкина, подготовленная управлением государственной архивной службы и Самарским государственным университетом.
Вадим КАРАСЕВ
Один из самых богатых и удачливых самарских предпринимателей, миллионер и баловень судьбы. Тонкий художник-пейзажист, организатор художественных выставок, коллекционер уникальных произведений искусства, создатель Самарского художественного музея. Фотограф, первым начавший издавать открытки с видами Самары и окрестностей. Краевед, археолог, архитектор, астроном-любитель, один из первых самарских автомобилистов. Круг интересов и талантов Головкина не умещается в рамки наших представлений о самарской жизни тех лет.
Последние годы короткой жизни этого необыкновенного человека, умершего 54-летним в 1925 году, были печальны. При Советах Головкин жил на грани нищеты, работал простым архивариусом. И вот в это время по собственной инициативе, не рассчитывая ни на какое вознаграждение, он подготовил богатейшую краеведческую картотеку и написал серию очерков о Самаре: ее благоустройстве, обычаях и нравах, примечательных местах и окрестностях, о замечательных людях, о предприятиях, которые составляли лицо города. Этот смертельно больной человек составил подробнейшее описание Самары и ее истории, что было, наверное, под силу только большому творческому коллективу.
Из книги, например, можно узнать, что «воздушниками» в Самаре называли горожан, выезжающих на лето в деревню. А «горчишниками» - городских хулиганов, которым дается своеобразная характеристика:
«На голове картуз… надет как-то небрежно, лихо…За голенищем сапога – или нож или гирька на проволоке. Лицо красное, заветренное, грубое, совершенно не интеллигентное, какое-то зверообразное, с резко выступающими жевательными мышцами, способными во время драки откусить нос или палец у своего противника. Походка, качающаяся с боку на бок, как бы у выпившего, задевающего прохожих…»
Теперь эти работы Головкина собраны и изданы архивной службой и СамГУ на средства областной казны. Своеобразной энциклопедией жизни города назвал эту книгу профессор Самарского государственного университета Петр Кабытов. Сборник, по его мнению, развеивает миф, что в старой Самаре были только кабаки да церкви, а уровень культуры оставался очень низким.
Кстати, и Кабытов, и многие другие самарские историки и краеведы считают, что пора поднять перед городскими властями вопрос о создании в Самаре дома-музея Головкина. Где он может быть? Здесь специалисты расходятся во мнении. Как считают одни, это может быть дом на Ленинградской (Панской), где Константин Павлович жил и работал в собственном магазине. Другие же полагают, что лучшее здание для будущего музея – знаменитая «дача со слонами» на берегу Волги. Принадлежит она сейчас «Водоканалу» и большую часть времени находится под замком. А тем временем это уникальное здание, построенное по собственному проекту Головкина, потихоньку разрушается: вкладывать деньги в капитальный ремонт архитектурного памятника у «Водоканала» нет ни возможностей, ни желания.
Впрочем, разрушается не только дача. По мнению заслуженного архитектора России
Вагана Каркарьяна, если бы Головкин увидел, что сейчас происходит с исторической частью Самары, он был бы просто шокирован. Может быть, начать сберегать Самару нужно с обращения к наследию таких людей, как Головкин? Именно эту благородную задачу, по мнению главного библиографа Самарской областной научной библиотеки Александра Завального, и должно решать культурное сообщество города.
Этой же цели служит и документальный фильм о Головкине, созданный недавно Поволжским общественным историко-культурным фондом. В нем говорится и о том, что даже точное место захоронения Головкина неизвестно. Всесвятское кладбище, где он похоронен, было сравнено с землей, а на его месте разбит детский парк имени Щорса.
Но остались его замечательные волжские пейзажи в Самарском художественном музее, остался «дом со слонами». Есть теперь и любовно изданная книга Константина Головкина.
Источник: газета "Волжская коммуна"
[2008-07-18]