Имя:

Пароль:

Запомнить

регистрация



Поиск:




новости в rss 2.0


Открытие выставки Кузьмы Петрова-Водкина

В галерее «Виктория» 3 февраля состоится открытие выставки Кузьмы Петрова-Водкина (1878 -1939) из собрания Государственного Русского музея, посвящённой 130-летию со дня рождения художника. В церемонии планирует принять участие губернатор Самарской области Владимир Артяков. Выставка продлится до 3 марта. В экспозиции будет представлено 18 живописных и 12 графических произведений одного из крупнейших художников ХХ века, реформаторов искусства, стремившегося к обновлению живописного языка, писателя, педагога, развившего после революции свою педагогическую систему, основой которой была работа с локальными цветами («трёхцветка»). Ещё до революции он создал свой стиль, синтезирующий элементы православной иконописи с искусством мастеров проторенессанса и Раннего Возрождения. Его идея «сферического пространства» очевидна в построении его картин (высокий горизонт, эффект планетарности), но Петров-Водкин имел ввиду больше - закон, по которому предмет важен не своей функцией, но как часть целого мира. Известность пришла к художнику поздно, в 31 год, когда, пройдя пору ученичества в училище барона Штиглица и Московском училище ваяния, живописи и зодчества, он совершил несколько поездок в Европу, где работал в студиях Мюнхена и Парижа, так же он побывал в Африке. Странствуя, он искал себя, своё место в искусстве. Произведения, привезённые художником из-за границы, были замечены критикой. Особенно громко имя К.С.Петрова-Водкина прозвучало в 1912 году, когда он выставил «Купание красного коня». В конце 1910-х годов главной формой высказывания для него становится символический натюрморт, говорящий главным образом об искусстве. В них противопоставлены «кубистически» измятые плоскости и классически полновесные формы (яйцо, плоды и др.). На выставке представлен один из самых известных этого периода - натюрморт «Селёдка» (1918г.). В сюжете чувствуется время: так, селёдка, две картофелины и кусок чёрного хлеба – это скудная пайка голодных лет. Да и написан он на неподходящем материале – тыльной стороне клеёнки. Неожиданно розовый фон – это не скатерть или салфетка, а всего лишь кусок бумажных обоев. Значительность этого произведения в отточенной пластической форме, чистоте рисунка и цветовой аранжировке. Портреты Петрова – Водкина представляют человека в его состоявшемся облике, что в контексте иконы читается как образ посмертный, в том смысле, что он предельно обобщён и сконцентрирован. Он часто пишет плечные портреты, уделяя большое внимание индивидуальной выразительности человеческого лица. В экспозиции представлен один из лучших этого жанра – «Портрет Анны Ахматовой» (1922г). Он избегает акцентировки эффектной красоты поэтессы, подчёркивая строгость облика, внутреннюю сосредоточенность. Неясная фигура, возникающая из глубины фона, напоминает ангела, нашёптывающего ей гениальные строки. Центральное полотно его советского периода – «Смерть комиссара» (1928г.) – фиксирует границу между бытиём и успением, находя предельную выразительность в общем композиционном и цветовом строе. Именно в этом произведении его система «сферического пространства» выглядит наиболее наглядно и убедительно. Он лишает место действия топографической конкретности, им становится весь земной шар. Смертельно раненному герою, его последнему взору, мир предстаёт как последнее видение. Эта картина написана к выставке, посвящённой 10-ию Красной Армии (первый эскиз в 1927г). Художник долго искал человеческий тип и характер для своего «комиссара» и нашёл его в облике поэта Бориса Спасского. Картина имела большой успех на ХVI Международной выставке в Венеции. Но в России её воспринимали далеко не однозначно, его критиковали за формализм и отрыв от «больших идейно-творческих задач». В последствии, она многие годы была скрыта в запасниках Центрального музея Советской Армии.
[2009-02-03]